Виборчий процес →
Думки
→ Перегляд
Все схемы фальсификации выборов-2010
Все знают, что Украина характеризуется тем, что перед каждыми выборами у нас изменяется избирательное законодательство. Такого не бывает в мире, потому как невозможно определить политическую ответственность: люди избираются по одному закону, потом закон меняется и уже выбираются по другому – и никакой политической ответственности. Многие иностранные эксперты говорили, что мы как судьи на поле: тоже играем в игру, но меняем правила по ходу до тех пор, пока не выиграем. У нас по многим показателям очень большие инвестиционные риски, нет стратегии развития регионов, и никто не знает, что будет через десять лет. Соответственно, эта непрогнозируемость в налоговом законодательстве, в инвестиционной сфере очень сильно отпугивает иностранцев. Ни для кого не секрет также, что в предвыборной гонке постоянно используются часто незаметные глазу простого обывателя информационные технологии с целью подпортить репутацию тому или иному оппоненту . Если говорить о таких технологиях, то они очень часто вообще не работают. Обычно если делается кампания, то на все это не стоит и силы тратить. Особенность этой кампании в том, что юридически Верховная Рада приняла закон, которым поставила в очень неравные условия всех субъектов выборного процесса. Изначально получилось, что почему-то имеют преференции парламентские партии, хотя отношение к конкретным регионам они часто имеют весьма отдаленное. Он очень дискриминационный по срокам, потому что в такие короткие сроки очень сложно вести нормальную кампанию. Очень цинично сформированы комиссии, которые будут подсчитывать голоса. А информационные технологии – это уже третий вопрос. Если в каком-то городе, например, 80 % билбордов закупает одна политическая сила, то она, соответственно, имеет очень сильное доминирование в наружной рекламе.
Существует пять целей кампании кандидатов.
Первая цель – выиграть выборы.
Вторая – оттянуть у кого-то голоса.
Третья цель – продвинуть какую-то идею. Например, какому-то кандидату дают деньги и говорят: «Ты за русский язык. Говори, что ты сделаешь два государственных языка». И он, зная, что не выиграет, просто продвигает идею.
Четвертая цель – просто заработать денег, «сняться» под кого-то.
Пятая – стать техническим кандидатом, чтобы увеличить количество людей в комиссиях. Например, идет один человек и два технических кандидата. У него получается по три или по шесть человек уже в комиссиях. То есть целей может быть много — техкандидаты колеблются.
Как срывают выборы
Частенько, когда тот или иной кандидат понимает, что на этом округе или участке заведомо победит конкурент, его «однополчане» идут на заведомый срыв выборов в этом «неблагополучном» округе. Какие при этом используются методы:
- Заполнение официальной избирательной документации теми самыми знаменитыми китайскими ручками «с секретом» - чернила через определенное время теряют цвет и записи становятся невидимыми, а бюллетени и ведомости, соответственно, недействительными.
- Порча бюллетеней путем их заполнения с допущением сознательных ошибок.
- Умышленная порча печатей (пломб) на избирательных урнах.
- Порча бюллетеней путем вливанием в урну химреактивов и прочих гадостей.
- Неявка в день выборов большей части членов избирательной комиссии на свой участок по «уважительным» причинам.
Весь этот перечень - не плоды больного воображения, а реальные факты, которые были выявлены и зафиксированы на предыдущих выборах.
-Добавте сюда также и финансовое стимулирование выборчих комисий ; Во-первых, скромненькую, но зарплату им положено выплатить государством. Во-вторых, гонорар пообещали избирательные штабы претендентов. Ну а в-третьих, существует и особый премиальный фонд «за победу». Или, если быть точными, за обман.
Как фальсифицируют
Самих избирателей банальным образом подкупают. Наиболее известный прием - «карусель». На подходе к участку вас могут остановить неизвестные лица (а может, и известные) и обрадовать деловым предложением: проголосуй «правильно» и получишь 100 или 200 гривен (сейчас, говорят, цены поднялись). Вы получаете в руки уже заполненный вашим предшественником бюллетень с галочкой напротив нужного кандидата, потом получаете свой и ставите опять-таки «правильную» отметку. Чужой бюллетень кидаете в урну, а свой выносите и меняете на вознаграждение. И так - до бесконечности или пока не остановят.
Ну а члены избиркомов могут участвовать в «карусельных» схемах, могут выдавать бюллетени посторонним лицам, которые подойдут к нужному члену ИК с опознавательным знаком. Предмет особой тревоги - переносные урны и голосование на дому. Трем членам комиссии, которые сопровождают урны, всегда легче договориться, чем всему коллективу. Есть отдельные технологии фальсификации подсчета бюллетеней. Бывает, что купленный член комиссии в присутствии десятков глаз неправильно говорит вслух фамилию, отмеченную в бюллетене, и кладет его в другую стопку. Игорь Кио отдыхает.
Одним словом, способов исказить результаты волеизъявления народа выработано уже очень много. Спастись от фальсификаторов и фальсификаций можно только двумя способами. Избирателям - идти и голосовать. Членам избирательных комиссий - не рисковать и быть честными перед нами и перед собой.
А что касается сакраментального вопроса "за кого" - ответ у меня только один - за того (ту), которого (которую) вы меньше боитесь.
НЕМНОГО ПРИМЕРА С ИНТЕРНЕТУ
ВЛАСТЬ ПОРОЖДАЕТ ГОЛОСА Самая заметная и самая разнообразная часть технологий нарушений свободы выбора — использование админресурса для давления на избирателя. Обвинения сыпятся в основном на трех кандидатов — двух фаворитов (Тимошенко и Януковича) и президента Ющенко. Причем последнего «тимошенковцы» обвиняют в работе на Януковича. Мол, всем главам обл- и райадминистраций дана разнарядка поддержать лидера ПР. Регионы это отрицают и, в свою очередь, обвиняют Тимошенко, что та мобилизовала в свою поддержку директоров госпредприятий, которых назначает Кабмин. Так, на днях в Луганской области сразу несколько шахтеров заявили, что руководство их шахт заставляет голосовать за Тимошенко — в частности, рабочий «Ровенькиантрацита» Александр Новожилов заявил, что людей запугивают, а Нина Власюк с шахты «Должанская-Капитальная» в Свердловске уверяет, что людей сгоняют «под роспись» на митинги бютовцев и грозят увольнением тем, кто против Тимошенко. Гендиректор «Ровенькиантрацита» Юрий Зюков, которые открыто агитирует за Тимошенко, говорит, однако, что ни на кого не давит: «сейчас не 2004 год — у каждого есть возможность тайно проголосовать за кого угодно». А руководитель избирательного штаба Юлии Тимошенко в Донбассе Наталья Королевская заявляет, что админресурс в Донбассе будет работать на регионалов. В свою очередь, бютовец Олег Ляшко говорит, что ПР активно работает среди железнодорожников.
Впрочем, как показывает практика, по-настоящему эффективен админресурс руководителей предприятия лишь в том случае, когда предприятие имеет ведомственный микрорайон и может контролировать голосование по месту жительства.
А еще более эффективно, когда место жительства вообще совмещено с основным видом деятельности — речь идет о солдатах, студентах, заключенных. Кстати, Юлия Тимошенко недавно заявила, что зэки не будут голосовать за Януковича. Видимо, неслучайно — в ПР уже утверждают, что БЮТ активно работает на зонах: «Там очень удобно фальсифицировать выборы — зэков легко построить и проконтролировать, а наблюдателей туда особо не пускают, да они и не стремятся — ну кто захочет подхватить туберкулез? А наших членов комиссий там будет всего двое из 36». Впрочем, в БЮТ все обвинения в свой адрес отметают: «Говорить можно что угодно. Но нам такого указания не спускали. В моем округе находится тюрьма Мартусовка и там таких фактов нет», — сказал нам нардеп-бютовец Сергей Мищенко.
Еще регионалы обвиняют БЮТ в использовании такого ресурса в МВД Юрия Луценко: там составляют списки избирателей, и ПР подозревает, что в регионах, традиционно голосующих за Виктора Януковича (Донбасс, Крым) массово будут вносить неточности в данные избирателей (либо их просто не будут вносить). А чтобы их невозможно было исправить, БЮТ пытается изменить закон о выборах, запретив избиркомам исправлять и дополнять списки; бютовцы предлагают передать эту функцию судам, которые не смогут (даже если захотят) принять нужное количество решений. У Тимошенко же говорят, что, наоборот, за счет изменения списков избирателей будут осуществлять фальсификации КРИЗИСНЫЕ РАСЦЕНКИ: 50-100 ГРН.Самая мягкая разновидность фальсификаций — подкуп. Тут все добровольно: хочешь денег — проголосуй за нужного кандидата. По данным главы Комитета избирателей Украины Александра Черненко, сейчас денег никто не дает, но собирают данные о людях, готовых продавать голоса — особенно часто в сельской местности и в небольших райцентрах. Там расценки ниже — за голос обещают от 50 до 100 гривен. А вот в Секретариате президента ранее заявляли, что некоторые партии предлагают даже 100 долларов за голос. Способ проверки «правильного» голосования все тот же — фото бюллетеня нужно показать на мобильном телефоне, либо своем, либо полученном у «продавца».
В отличие от админресурса, эту технологию будут использовать и кандидаты второго плана, однако в КИУ говорят, что все же главная работа ведется штабами Януковича и Тимошенко. Оба штаба, естественно, все отрицают.
ГРУЗИТЕ БЮЛЛЕТЕНИ ПАЧКАМИ
Третья часть фальсификаций происходит на избирательных участках в день выборов — либо во время их работы, либо после их закрытия. Золотое дно здесь — деревни, особенно в тех областях, где явное преимущество имеет один кандидат. В каждой деревне глава сельсовета или председатель колхоза знает, кто из односельчан уехал на заработки или болеет, а потому на участок точно не придет; их бюллетени и попадают в урны с отметкой в пользу нужного кандидата. Особо в этом плане подозревают маленькие города и деревни Западной Украины, где значительная часть населения находится на заработках за границей — еще в 2004-м регионалы говорили о том, что «полупустые галицкие деревни» давали 100% за Ющенко, а сейчас ожидают то же в пользу Тимошенко.
Самих же регионалов подозревают в организации «каруселей» в их регионе — на Востоке. «Карусели» — это автобусы с 30—50 людьми, которые ездят с участка на участок; они вносят себя в список, голосуют и едут дальше. Именно борьбой с «каруселями» бютовцы объясняют желание изменить закон о выборах, чтобы отобрать у избиркомов возможность добавлять людей в списки. В БЮТ утверждают, что на Востоке «Регионы» так могут добавить себе 600 тысяч голосов. На вопрос же — сколько Тимошенко может собрать аналогичным способом на «своем» Западе, — один из бютовцев ответил, что «карусели» там затруднены: «Приехавшие 50 человек будут незаметны на густонаселенных участках Донбасса, на Западе же участки гораздо меньше по численности, и там 50 дописанных человек сразу будут заметны». Но бютовцы умалчивают о своем активе: на каждом участке будет подчиненный Юрию Луценко милиционер (которого, в отличие от наблюдателей, выставить невозможно) — и очень важно, чьи махинации он заметит, а чьи — нет.
Наконец, могут быть фальсификации и после выборов. Они также возможны там, где большинство членов комиссии — за одного кандидата. В этих случаях либо происходит дополнительный вброс бюллетеней в урны, либо часть голосов одних кандидатов при подсчете отдается другому. Говорить об однозначном преимуществе кого-либо из кандидатов здесь нельзя. Первоначально все шло к тому, что преимущественный контроль над избиркомами получит Тимошенко (через технических кандидатов), но сейчас это уже не так очевидно