Переглядів
1390

Как стать процветающей страной

Мітки: 1202
Середа, 00:00, 30/11/11 | *Програма

777.jpg

За десять лет Россия совершила впечатляющий рывок в группу наиболее коррумпированных государств планеты, - писала в декабре 2010 г. ”Новая газета”. Действительно, масштабы коррупции в сегодняшней России запредельные: суммы взяток и ”откатов” давно перешагнули миллионный рубеж. В этом смысле мы не уникальны: вирусом коррупции поражено большинство стран. Вот только мы безнадежно проигрываем многим в эффективности сопротивления этой болезни. Примеров, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам, немало - Дания, Новая Зеландия, Сингапур и др. В мировом рейтинге 2010 г., фиксирующем степень результативности противодействия коррупции, Финляндия находится на почетном 4-м месте, тогда как Россия - на 154-м.

Эффективные методы борьбы с коррупцией существуют. Их надо перенимать и широко применять в нашей стране. В частности, чрезвычайно интересен антикоррупционный опыт Сингапура.

Три четверти населения этого государства - этнические китайцы, у которых испокон веку так сложилось: идешь к чиновнику - захвати ”презент”. Да и сами ”слуги народа” считали взятку нормой. Полиция вымогала деньги у торговцев, школьные учителя принимали ”подарки” - конверты с хрустящими бумажками... Даже самые ничтожные проблемы без взятки не решались. ”Коррупция - одна из черт азиатского образа жизни. Люди открыто принимали вознаграждение, это являлось частью их жизни”.

В день обретения независимости (9 августа 1965 г.) Сингапур представлял собой маленькую бедную страну (которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок), соседи были настроены недружественно, а треть населения симпатизировала коммунистам. Каким образом Сингапуру удалось войти в элитарный клуб передовых с социально-экономической точки зрения государств мира?

Путь к прогрессу начался с решительной и бескомпромиссной борьбы с коррупцией. Еще в 1960 г. в Сингапуре был принят Акт о предотвращении коррупции (РОСА), преследовавший две цели: нейтрализовать коррупционно емкие статьи национального законодательства и ужесточить наказание за взяточничество. В документе четко определялись все виды коррупции (взяточники не могли больше увиливать, получая ”благодарность” в форме подарков и прячась за размытыми формулировками); тюремные сроки за взятки были увеличены. Однако Акт о предотвращении коррупции только декларировал борьбу с коррупцией. Нужны были действенные меры по его реализации.

Положение стало исправляться, когда пришедший к власти Ли Куан Ю создал независимый орган для борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти - Агентство по борьбе с коррупцией (АБК), директор которого подчинялся непосредственно главе правительства. АБК было наделено серьезными полномочиями: оно получило право задерживать потенциальных взяточников, проводить обыск в их домах и на работе, проверять банковские счета и т.д. Расследования инициировались даже против близких родственников премьера. Ряд министров, уличенных в коррупции, были приговорены к различным срокам заключения, кто-то покончил жизнь самоубийством, кто-то бежал из страны.

Позднее сингапурское антикоррупционное законодательство несколько раз дополнялось. Так, в 1989 г. была введена норма о конфискации имущества. Жесткий контроль дал неплохие результаты, поэтому власти перешли ко второму этапу борьбы со взяточничеством - ”мягкому”.

Борьба с коррупцией сопровождалась упрощением процедур принятия решений и ликвидации двусмысленности в законах. В результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования, бывшие бюрократы-мздоимцы потеряли возможность претендовать на ”благодарность”.

Антикоррупционная политика стала более результативной после резкого повышения зарплат. Правительство решило: и полицейский, и клерк должны иметь такую оплату труда, которая бы исключала соблазн брать взятки. Сегодня чиновники получают до 20-25 тыс. долл. в месяц (от 600 тыс. до 750 тыс. руб.), министры - до 100 тыс. долл. в месяц (3 млн. руб.). Зато и охрана, и автомобиль с водителем, и содержание жилища - только за личные деньги.

Для повышения независимости судей, их социального статуса были не только приняты соответствующие законодательные акты, но и увеличены жалования. Перед этим почти весь коррумпированный судейский корпус был заменен на лучших юристов страны, среди которых преобладали частные адвокаты. Зарплата сингапурского судьи достигла нескольких сот тысяч долларов в год (в 90-е годы - свыше 1 млн долл.), что в 10 раз выше министерских окладов.

Первоначально и парламентарии, и простые сингапурцы восприняли эти инициативы руководства страны с недоверием. Премьер-министр Ли Куан Ю уделял большое внимание их разъяснению, публично обосновывая целесообразность таких мер: очевидно, что и министрам, и судьям, и чиновникам абсурдно рисковать свободой и репутацией при столь высокой зарплате, и без взяток они получают достойный уровень жизни. Порядочность чиновника в Сингапуре стала цениться как одно из важнейших качеств: его продвигали по службе, награждали премиями и т.д. Они стали бояться потерять высокооплачиваемую работу.

Тем не менее случаи мздоимства не сразу исчезли из повседневной жизни. Даже при большой зарплате, достаточной для безбедной жизни, некоторые госслужащие не могли не соблазниться получением денег от просителей. Для отслеживания незаконных дополнительных доходов чиновников был учрежден специальный орган по противодействию коррупции - Бюро по расследованию коррупции.

Его агенты проверяют банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их детей, жен, родственников и даже друзей. Если клерк и его семья живут не по средствам, Бюро автоматически, не дожидаясь команды сверху, начинает расследование. Когда министр в декларации о доходах указывает, что он владеет лишь ржавой машиной, это никого не удивляет лишь в нашей стране. В Сингапуре после подобного отчета стартует проверка, и министр обязан отчитаться. И если выясняется, что его расходы превышают легальные доходы, ему не поздоровится.

Антикоррупционная политика, проводимая в Сингапуре, основывается на 12 принципах.

  • Меры предпринимаются по отношению к обеим сторонам - и к тем, кто дает взятки, и к тем, кто их берет.
  • Случаи коррупции наказываются в административном или уголовном порядке, причем общественное порицание - неотъемлемая часть процесса наказания.
  • Государственные обязанности и личные интересы четко разграничиваются.
  • Главенство закона.
  • Установление ясных и четких методов работы и принятия решений.
  • Лидеры должны подавать личный пример безупречного поведения на самом высоком уровне, чтобы поддерживать свой моральный авторитет, необходимый для борьбы с коррупцией. То есть для политических лидеров ключевой критерий - неподкупность.
  • Признание личных и профессиональных заслуг, а не родственные связи или политическое покровительство - определяющий фактор при назначении должностных лиц.
  • Увольнение запятнавших свою репутацию чиновников.
  • Достойная оплата труда государственных служащих.
  • Защита информаторов, сообщающих о случаях коррупции.
  • Минимизация количества подписей, необходимых для признания правильности документа.
  • Распространение действия законов на должностных лиц с целью выяснения источников их доходов.

Начиная со второй половины 80-х годов правительство стало работать над ”качеством” бюрократии. Идея состояла в том, чтобы сделать профессию чиновника не только высокооплачиваемой, но и уважаемой. В Сингапуре на государственном уровне исповедуется принцип меритократии, означающий, что путь наверх открывается перед самыми умными, прогрессивно мыслящими и способными. За это отвечает АБК. Вербовка происходит еще в школе, затем представителям будущей элиты помогают поступить в университет, отправляют на учебу и стажировку за границу, поощряют их успехи. Постепенно чиновничий аппарат обновился за счет правильно выученных и воспитанных кадров.

Немалую роль в борьбе с коррупцией сыграла сингапурская полиция. С приходом нового лидера страны она была реформирована. Личный состав полиции был заменен с преимущественно малайцев на преимущественно китайцев. Этот процесс сопровождался эксцессами и Ли Куан Ю лично приезжал в расположение взбунтовавшихся малайских полицейских для ведения переговоров. Работа полиции была поставлена так, что вскоре сингапурцы перестали давать взятки, боясь быть пойманными за руку.

Те, у кого продолжали вымогать деньги, могли обратиться за поддержкой в Бюро по расследованию коррупции. Его ”горячая линия” работает круглосуточно. Охотно принимаются и анонимные жалобы. Волокита в учреждениях Сингапура сведена на нет с помощью реального электронного правительства, о котором в России только говорят. Запросы в министерства и ведомства сингапурцы шлют по Интернету в электронном формате. Суды работают четко и быстро. Есть, например, Суд малых жалоб (Small Claims Court), который занимается делами туристов, если их вдруг обманули при покупке. Заседание суда назначают уже на следующий день: нет волокиты, значит, отпадает и повод дать взятку за ускорение процесса.

Жесткие законы, соответствующее жалованье для министров и государственных служащих, наказание коррумпированных чиновников, эффективное функционирование ведомства по борьбе с коррупцией, личный пример руководителей высшего звена - основные ”инструменты”, позволившие Сингапуру победить мздоимство. Политика ”кнута и пряника” принесла плоды: уровень коррупции упал в разы. Взяточничество здесь отсутствует как таковое: чиновники не берут мзду, суды эффективны, а бизнесмены никому не платят откатов. Сказка? А ведь еще в 60-е такого нельзя было даже представить

Сингапур, лишенный ресурсов, смог совершить скачок от страны ”третьего мира” на уровень передового государства с высоким уровнем жизни. Этот опыт подтверждает правоту максимы: ”кто хочет сделать, ищет способ, как сделать, а кто не хочет - причину, чтобы этого не делать”. Борьба с коррупцией стала способом достижения Сингапуром экономического успеха.

Владимир МОИСЕЕВ
Доктор исторических наук, профессор
Тульский филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы

Источник:' http://www.chelt.ru/2011/3-11/moiseev.3-11.html'

Коментарі
Зареєструйтесь або увійдіть на сайт щоб мати можливість коментувати

Лі Куан Ю

Сингапурська історія

Лариса Буракова

Почему у Грузии получилось

Хроніка реформ у Грузії

Боротьба з корупцією

Фільм Єжи Гоффмана

Україна. Становлення нації