Переглядів
29145

Авторитарный благодетель Сингапура

Мітки: сингапур
П'ятниця, 00:00, 11/11/11 | *Програма

Для настоящей демократии нужно, чтобы 40-50% населения имели доход выше $5000 в месяц и были хорошо образованны. Иначе на выборах люди будут избирать жуликов и актеров. И пусть американцы помолчат! Это рецепт от отца-основателя Сингапура Ли Куан Ю.

В 1819 г. служащий британской компании Стэмфорд Раффлз обнаружил остров, населенный 120 рыбаками, на морском пути из Индии в Китай. Так Сингапур стал перевалочным портом со всеми выгодами и социальными изъянами. Еще более ста лет его увеличивающееся население кормилось с работы в порту, на британской военной базе и с содержания увеселительных заведений для морячков. С августа 1965 г. Сингапур стал независимым. И очень бедным - не имеющим ни сельского хозяйства, ни каких-либо природных ресурсов, вынужденный ввозить даже воду. Спустя 40 лет в стране с территорией в Киев и населением около 5 млн человек валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения увеличился в 100 раз и перевалил за $50 тыс. По этому показателю «современная Венеция» уступает лишь Швейцарии, Катару и Люксембургу, уже лет 20 заставляя всех говорить о так называемом «сингапурском чуде». Многолетний премьер-министр Британии Маргарет Тэтчер так и сказала: «Когда-то Сингапур учился у Великобритании, а теперь мы учимся у Сингапура».

Это «чудо» связывают с личностью Ли Куан Ю, который родился на острове в 1923 г. Получил юридическое образование в британском колледже в Сингапуре, затем в Кембридже в Великобритании. Юридическую практику совмещал с политической деятельностью. Став генеральным секретарем Партии народного действия, уже через пять лет привел ее к власти.

Несмотря на то, что все время Сингапур был верным военно-политическим союзником США, в Вашингтоне Ли Куан Ю частенько пеняли, что он, дескать, не уступает власть конкурентам. На что он сам отвечал без обиняков: «Но я просто выигрываю все выборы. Люди знают, что если они проголосуют за оппозицию (а оппозиция у нас есть), они будут жить менее благополучно. Я добиваюсь результата: я дал им честное правительство, я дал им прогресс, я каждый год повышаю качество образования их детей, качество медицинского обслуживания. Мы повышаем уровень культуры, помогаем искусству. Почему мы должны меняться?» Американцы говорят: вы обязаны меняться, только тогда у вас будет демократия. Я отвечаю: «Пусть так будет у вас в Америке. И оставьте нас в покое».

Сказанное вовсе не означает, что Ли Куан Ю мнит себя эдаким Бонапартом или Сталиным. У него свой взгляд на демократию. Пару лет назад сингапурский лидер так рассказал одной российской газете (в пух и прах разбив «либеральные реформы» гайдаро-чубайсов): «В вопросах демократии важно помнить, что для создания открытой политической конкуренции и свободных СМИ нужно, чтобы 40-50% населения принадлежали к среднему классу, то есть имели доход выше $5000 в месяц и были хорошо образованны. Взять, например, Филиппины. Там не было среднего класса. Образованные люди с нормальным доходом составляли около 15% населения, может быть, 20%. Свободная пресса? Да! Полный беспорядок и скандалы. Кого они выбирают? Жуликов. Спортсменов. Актеров. Герои киноэкрана становятся президентами. И ведут себя так, будто все еще находятся на экране. Полная катастрофа! Американцы молчат, когда я им говорю об этом».

Бессменно возглавляя правительство до 1990 года, Ли Куан Ю обеспечил Сингапуру не только выживание, но и процветание. В его экономической стратегии можно выделить два момента. Во-первых, он заговорил о глобализации задолго до того, как появился сам термин. В отличие от своих многочисленных азиатских соседей, например Индии, Сингапур не побоялся широко распахнуть двери для ведущих транснациональных корпораций (ТНК). Им пообещали, что на первые 5 лет они освобождаются от налогов, затем этот срок продлили до 10 лет. Такой прием на многих произвел благоприятное впечатление (был и политический момент: Ли Куан Ю предупредил американцев, что если не придут они, то Юго-Восточную Азию быстро возьмут под контроль СССР и Китай). Первой в Сингапуре в 1968 г. открыла свое предприятие по производству полупроводников компания «Тексас инструменте», которая являлась высокотехнологичным производством. Следом появилась компания «Хьюллетт-Паккард». За ними потя­нулись европейские и японские компании. На остров началось настоящее паломничество. Там обосновались отделения свыше 3000 транснациональных компаний - но под бдительным оком государства и лично Ли. А для того, чтобы качество сингапурской рабочей силы отвечало требованиям высокотехнологического произ­водства, ТНК открывали свои центры подготов­ки специалистов.


История о том, как Сингапур стал мировым финансовым центром, вообще похожа на анек­дот. Мол, подошел как-то премьер-министр к глобусу и наглядно показал главе нацбанка, что в мировой сети банков, расположенных в цепочке Цюрих - Франкфурт - Лондон - Нью-Йорк - Сан-Франциско - Токио и передающих капиталы из рук в руки, для бесперебойного и круглосуточного банковского функционирова­ния не хватает одного звена где-то в Юго-Вос­точной Азии. Не сразу, конечно, но к 1990-м годам маленькое государство достигло своей цели - стало крупнейшим финансовым цент­ром мира. По объему валютных операций оно уступает лишь Лондону и Нью-Йорку и насту­пает на пятки Токио.


Куда проще объяснить второе слагаемое син­гапурского успеха — формирование компетент­ной и неподкупной администрации по принципу меритократии для жестко­го государственного регулирования (которое многие на Западе критикуют как чрез­мерное). Ли Куан Ю практически искоренил коррупцию. Слагаемых этого успеха несколько, очень доходчивых. Первое - культивирование честного образа жизни и высокого патриотиз­ма. Второе - суровое и неотвратимое наказание взяточников, причем к нему привлекались и те, кто вел не соответствующий официальным до­ходам богатый образ жизни. Третье - высокая зарплата чиновников. Например, министрам и высшим должностным лицам платят 80% от зарплаты 10% наиболее высокооплачивае­мых топ-менеджеров и редких специалистов в бизнес-секторе. Зарплата ежегодно корректируется, причем не только в сторону увеличения. Такая оплата труда не только заставляет ценить свою долж­ность и избавляет от искушения взяток, но и позволяет привлекать на госслужбу талант­ливых людей. А неустанный труд и чистоплот­ность чиновников окупаются сторицей.

Ли Куан Ю всегда первостепенное значение придавал кадровому вопросу. Он во всех от­раслях продвигал талантливых и трудолюби­вых специалистов, если даже ему не нравились какие-то черты их характера, и быстро смещал с постов людей, даже очень близких, если они не справлялись со своими обязанностями. Ли Куан Ю никогда не жалел средств на совер­шенствование образования и обучение моло­дых людей, в том числе за границей. Причем он строго следил за тем, чтобы в вузах работали высококвалифицированные преподаватели и учились самые достойные студенты. По сути, это и есть меритократия.

Наконец, личный пример Ли Куан Ю, кото­рый в своих поисках «идеального общества» изучил философию от Платона до Конфуция. Как и Конфуций, премьер Ли рассматривает государство как большую семью, в которой каждый имеет свое определенное место и строго выполняет свои обязанности согласно велени­ям Неба и моральным законам общества. Он создал весьма своеобразный, национальный, сингапурский «Моральный кодекс», порой от­личающийся особой строгостью: на острове, например, запрещена жевательная резинка, а за брошенный на тротуаре окурок карают не толь­ко крупным штрафом, но и буквально палками вбивают чистоплотность.


Лидер страны добивался того, чтобы его со­граждане много читали, изучали науку, инте­ресовались искусством и занимались спортом. Например, молодой сингапурец с избыточным весом будет служить в армии до тех пор, пока его вес не войдет в норму, чтобы быть настоящим за­щитником родины. Он призывал образованных сингапурцев жениться только на образованных девушках, чтобы их дети были интеллектуально и культурно развиты. И настаивал, чтобы в таких семьях было больше детей, чем в необразован­ных. Хотя Ли сделал своих соотечественников весьма богатыми, он требовал, чтобы они не бросали деньги на ветер и вели скромный об­раз жизни. Он и сам отвечает тем требованиям, которые предъявляет к своим соотечественни­кам: глубоко образован («Жизнь - это постоян­ное обучение», официальный лозунг, введенный Ли), честен, неприхотлив в быту. Даже почетных гостей страны принимал всегда уважительно, но скромно. Еще во время его правления по требо­ванию оппозиции было начато расследование о законности скидок на покупки двух объектов недвижимости женой Ли Гек Чу на имя мужа и сыном Ли Сьен Лунгом (кстати, 80% сингапур­цев владеют недвижимостью). Сингапурский патриарх настоял, чтобы расследование против его семьи было тщательным. И оно показало, что вся сделка происходила в рамках закона.


Методы Ли Куана Ю кажутся очень простыми, порой простыми до наивности и вроде бы так легко их перенять. На вопрос о «сингапурском чуде» и почему, собственно, у других не получается, господин Ли даже раз­дражается: мол, никакого чуда нет, есть только напряженный труд и постоянное самообразо­вание. И опять таки строгая самодисциплина и мораль. Да и слепо обезьянничать не стоит. А за­думаться над финальными словами его ставшей знаменитой книги: «Будущее является столь же многообещающим, сколь и неопределенным. Индустриальное общество уступает место об­ществу, основанному на знаниях, новая линия раздела пройдет в мире между теми, кто обла­дает знаниями, и теми, у кого их нет».


Хотя в 1990 г. Ли добровольно покинул пост премьер-министра, он занимал в правительс­тве должность старшего министра. А в 2004 г. кресло премьера Сингапура занял его сын Ли Сьен Лунг, воспитанный отцом по своему об­разу и подобию. Он получил высшее образо­вание в Кембридже и Гарварде, имеет звание бригадного генерала, долгие годы работал заместителем премьер-министра, министром финансов и председателем Центрального бан­ка. Сингапурцы в большинстве одобрительно отнеслись к этому, так как знают его как тру­долюбивого и скромного человека.


Но и сам отец-основатель не оставил ни сына, ни нацию. В правительстве патриарх за­нимает весьма экзотическую должность ми­нистра-ментора, то бишь наставника.

 

Игорь Слисаренко для журнала «Elite Club», №2(30), март-апрель 2008 года

Больше о Ли Куан Ю и Сингапуре читайте здесь  http://meritokrat.org/blogs/programs?theme=39

Коментарі
Зареєструйтесь або увійдіть на сайт щоб мати можливість коментувати

Лі Куан Ю

Сингапурська історія

Лариса Буракова

Почему у Грузии получилось

Хроніка реформ у Грузії

Боротьба з корупцією

Фільм Єжи Гоффмана

Україна. Становлення нації